Светлая неделя после Пасхи 2019. Приметы и суеверия

После Святой Пасхи наступает Светлая седмица. На этой неделе православные христиане ходят, друг к другу в гости и дарят крашеные яйца и куличи. В течение недели при звоне колоколов иногда совершают крестные ходы вокруг церкви, при этом носят крест Христов. Таким образом, православные радуются победе Спасителя над смертью и адом.

Каждый день пасхальной недели именуют Светлым.

Понедельник и вторник раньше называли купальными. В эти дни всех, кто проспал утреню, обливали водой.

Среду именовали градовой — в этот день запрещалось работать, чтобы будущий урожай не побило градом.

В четверг поминали ушедших родственников.

Пятница отличается тем, что в это время православные особенно почитают Пресвятую Богородицу. В пятничном богослужении, кроме стихир и тропарей, поют песнопения, посвященные иконе Богоматери «Живописный Источник». По завершении службы освящают воду.

Субботний день именуется святой Артос, священники преломляют и раздают прихожанам освящённый хлеб «Артос» с изображением креста.

Воскресенье — Красная горка. По старым поверьям, это идеальное время для заключения брака, поэтому на Красную горку играли множество свадеб. Также седьмой день светлой седмицы именую антипасхой или Фомино воскресенье (в память о чуде уверения Фомы). Антипасха означает «противоположный Пасхе» — что не есть противопоставление, а обращение к минувшему празднику, его повторение.

На протяжении всей пасхальной недели Царские врата в храмах не закрывают. В народе считают, что в это время распахнуты врата в рай, и каждый умерший во время светлой седмицы попадает прямо к Господнему Престолу.

Первая неделя после Пасхи — Пасхальная, Светлая, Проводная неделя. Приметы

• Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наибольшим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Светлая неделя после Пасхи. Приметы и суеверия

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой неделе, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с навозом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

• Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.

• В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, обходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.

• Также в этот день категорически запрещалось дотрагиваться до семян, приготовленных для весеннего сева.

• В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В народе этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили праздничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести порядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», затем на могилах родственников молились, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раздавали милостыню нищим.

• В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, «пакачаушы па траве», чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

 

Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя. Приметы

• В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, «гушкалiся на арэлях» — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

• Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

• В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: «Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць».

• Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

• Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминовения предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

• Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

• В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

• Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:

— белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;

 белый фартук на крест на могиле женщины;

— белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

• Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

• Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:

— блюдце;

— чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;

— пасхальное неосвященное яйцо;

— что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);

— домашнее печенье, одну конфету;

— неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).

• После этого все «хрыстосавалiся з памершымi» — хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

• Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) «старейшина» отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые «слезы» на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

• Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

• Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие — неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.

• Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

• Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.

• На родительский день можно увидеть вещий сон «от родителей» или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Источник:http://dengi-i-udacha.ru/primety/895-svetlaja-nedelja-posle-pashi-primety-i-sueverija.html

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в интервью изданию храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке, настоятелем которого он является, рассказал о смысле предстоящей Страстной седмицы и о том, как православным верующим следует провести предстоящую неделю и встретить светлый праздник Христова Воскресения.

— Владыка, как православный христианин должен проводить Страстную седмицу и Пасху?

— Желательно как можно чаще бывать в храме за богослужением, а начиная с Литургии Великого Четверга, по возможности, быть на всех богослужениях. Службы Страстной седмицы — самые богатые по содержанию и духовной глубине богослужения церковного года.

В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю: в этот день надо непременно причаститься. Вечером того же дня совершается «Последование святых Страстей», или служба 12 Евангелий, за которой прочитывается 12 евангельских отрывков, посвященных страданиям и смерти Спасителя.

В Великую Пятницу днем совершается вечерня с выносом плащаницы, а вечером того же дня — Чин погребения Спасителя.

Литургия Великой Субботы носит пасхальный характер: по время этой службы священнослужители переоблачаются из черных одежд в белые, и читается Евангелие о Воскресении Христовом. В древней Церкви эта Литургия совершалась вечером и была частью пасхального богослужения, продолжавшегося всю ночь. В наше же время после Литургии Великой Субботы верующие расходятся по домам, а к ночной службе собираются в храм вновь.

На ночную пасхальную службу надо приходить заблаговременно, и оставаться в храме надо до конца службы, а не только на первые 15-20 минут, как многие делают. Некоторые ведь приходят в пасхальную ночь к храму только для того, чтобы увидеть крестный ход, услышать «Христос Воскресе!» и тотчас разойтись по домам.

В IV веке святитель Григорий Нисский говорил в пасхальной проповеди: «Сегодня воскрес Христос, Бог бесстрастный и бессмертный… Сегодня вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного дела, оставив дела обыкновенные… обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничной одеждой; корчемницы стоят пустыми; исчезли шумные сборища, как исчезает зима с появлением весны; беспокойства, смятения и бури житейские сменились тишиною праздника».

С IV века мир изменился, и ныне Церковь живет своей жизнью, а мир — своей. Сегодня ни на Страстной, ни на Светлой седмицах не прекращается торговля, не закрываются рестораны, не исчезают шумные сборища, не наступает молитвенная тишина. И даже многие из тех, кто считает себя верующими, смотрят на Пасху лишь как на повод повеселиться.

А между тем Христос воскресший, если мы всерьез воспримем Его учение, может дать нам неизмеримо больше, чем временное земное веселье. Он может наполнить нашу жизнь внутренним содержанием, так что духовной радостью будут пронизаны все дни нашей жизни. Он может навсегда избавить нас от скорби, ведь тому, кто живет со Христом, никакие скорби не страшны, потому что радость о Господе никогда не оскудевает в его душе.

Для многих православных христиан храм остается чужим: говоря, что у них «Бог в душе», они не испытывают потребности ходить в церковь. Только в особых случаях или когда стряслась беда, они заходят в храм, чтобы поставить свечку, но все в храме остается для них чуждым и непонятным.

Храм может и должен быть для нас подлинным духовным домом. Церковь может помочь нам во всем — в духовной жизни, в творческой и профессиональной деятельности, в устроении семьи, в воспитании детей.

— Как сосредоточиться на происходящем, как сделать так, чтобы хотя бы на одной неделе Бог был на первом месте?

— Весь Великий пост готовит к встрече Страстной седмицы. В течение поста в храме читаются книги Ветхого Завета, а в первые три дня Страстной седмицы устав предписывает в храме прочитывать полностью все четыре Евангелия (на практике чтение начинается за неделю или две до Страстной). Многие православные христиане прочитывают за пост все Евангелие.

Самое главное — в дни Страстной седмицы побольше думать о Христе, читать о Нем, размышлять о смысле Его страданий и смерти, молиться Ему.

— Как быть тем, кто по работе или болезни не сможет быть в храме?

— Можно читать тексты Страстных богослужений дома по «Триоди постной». Можно читать страстные Евангелия, как делали Царственные мученики, когда встречали свою последнюю Страстную и последнюю Пасху в Екатеринбурге, в доме Ипатьева, весной 1918 года. В прежние годы Царская семья всегда посещала долгие страстные службы, но на этот раз она была лишена возможности участвовать в богослужении. Службы заменялись чтением Евангелия о Страстях Христовых.

Сохранилась трогательная запись в дневнике Государя, датированная Великим Четвергом 1918 года: «Продолжал чтение Библии… При звуке колоколов грустно становилось при мысли, что теперь Страстная, и мы лишены возможности быть на этих чудных службах, и кроме того, даже не можем поститься!.. Вечером все мы, жильцы четырех комнат, собрались в зале, где Боткин и я прочли по очереди 12 Евангелий». В Великий Пяток Государь записывает: «По утрам и вечерам, как все эти дни здесь, читал соответствующие Святые Евангелия вслух в спальне».

— Что самое важное в Страстной седмице?

— Самое важное в Страстной седмице — это Христос. Вообще Христос — самое важное в жизни Церкви, в духовной жизни христианина. К сожалению, об этом часто забывают. Есть люди, которых в христианстве гораздо больше интересует антихрист, чем Христос, которые помешаны на теме ИНН, трех шестерок, штрих-кода, ожидания конца света. Создается какое-то нездоровое православие, скорее даже сектантство на православной почве.

Христос не к этому нас призывает. Он не призывает уходить под землю, пугливо открещиваться от окружающей действительности. Он призывает нас жить в мире и проповедовать миру Его Воскресение. И конца света нужно ожидать не со страхом, а с радостью, ибо это будет пришествие Христа во славе.

— «Верующие пекут куличи, красят яйца» — так о подготовке к Пасхе сообщают в теленовостях. Что самое главное в праздновании Пасхи?

— Самое главное — опыт сопереживания Воскресению Христову. Почему важен праздник Пасхи для человека? Не только потому, что Христос когда-то, 2000 лет назад, воскрес из мертвых. Воскреснув из мертвых, он открыл путь к воскресению для каждого человека! Самое страшное в жизни человека — смерть. Мысль о смерти отравляет нам жизнь. Мы страдаем, когда умирают близкие, со страхом думаем о собственном смертном часе. И если бы не было Воскресения, жизнь лишилась бы высшего смысла.

Но у Бога все живы. Христос Своим Воскресением даровал людям надежду и знание о вечной жизни. Мы знаем: смерть — это переход к жизни вечной и лучшей. Вся земная жизнь является подготовкой к ней. Именно в этом смысл Пасхи: Христос, воскреснув из мертвых, смертью смерть попрал и мертвым даровал жизнь.

— Но люди все равно боятся смерти. От маловерия?

— Бояться смерти естественно для человека. Но для верующего так же естественно верить в Воскресение и переживать смерть близких как переход в иную жизнь. Боятся не в силу маловерия, а в силу человеческого естества. Смерть противоестественна. Смерть — одно из последствий греха. Человек воспротивился воле Божией, встал на путь непослушания. Тогда в жизнь человека были привнесены скорби, болезни и смерть. Грех Адама — непослушание воле Божией повторяется из поколения в поколение, всякий раз, когда мы становимся на путь греха.

— О чем православный человек должен задумываться на Пасху? О смерти, о Христе, о надежде?

— О смерти мы думаем в Страстную седмицу, особенно в Великую пятницу и Великую субботу. Церковь позволяет глубоко пережить нашу собственную смертность и ту смерть целительную и спасительную, которую претерпел на Кресте Иисус Христос. В жизни христианина смерть неотделима от Воскресения.

— Ну а куличи? Многие ведь не постились, а разговляться будут. Разве так полагается?

— Что касается куличей, то смысл освящения их — благословение на завершение поста. Но из этого не следует, что непостившиеся не имеют права радоваться Пасхе. В пасхальном огласительном слове святого Иоанна Златоуста говорится: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня!» Возвеселиться могут и те, кто провел Великий пост достойно, кто принес плоды покаяния, кто ходил в храм, кто причащался, кто пережил весь опыт Страстной седмицы, и те, кто по каким-то причинам не сумел это сделать.

Пасхальное огласительное слово построено на основе притчи: господин призвал работников в свой виноградник, одних — рано утром, других — после обеда, третьих — к вечеру. А потом все получили одинаковую плату. Работавшие с утра возмутились: «Мы работали с утра, а они всего пару часов, а получили поровну!» Господин ответил: «Разве мы не за такую плату договаривались? Что ты завидуешь другим, которым я дал больше?» Эта «несправедливость» Божия заключается в том, что Господь не награждает по заслугам. Господь дает столько милости, сколько человек способен вместить. Пасха — для всех праздник.

— А как православному следует веселиться?

— Веселье и радость, которые дает Бог, — особого свойства. Радость, которую православные испытывают на пасхальном богослужении, вызвана не развлечениями или земными приобретениями. Она приходит от Бога и живет внутри человека. Но неверно думать, что христианин должен быть мрачным человеком. Христианин воздерживается от «радостей жизни», имеющих греховное свойство, быстро проходящих и оставляющих тяжелый осадок.

— Если на Пасху верующие должны быть в храме, какой смысл телевизионных трансляций пасхальных богослужений?

— Телетрансляция дает возможность принять участие в богослужении тем, кто не может пойти в храм. Например, больным. Трансляции нужны соотечественникам за рубежом. Но заменить участие в богослужении телетрансляция никак не может.

— Кроме участия в богослужении, как еще отмечают Пасху?

— Очень важно передать свою радость другим. Тем, кто в скорбях, кто нуждается. Хорошо бы навестить людей в домах престарелых, больницах, в тюрьмах, людей, лишенных заботы и внимания. Не случайно праздник Пасхи традиция связывает с благотворительностью. На Пасху принято ходить в гости, дарить подарки. Тут стоит учесть: есть много предметов с пасхальной символикой, но невысокого эстетического качества, и большинство из них — вещи бесполезные. Подарки должны быть полезными. Иной раз можно просто подарить конверт с деньгами, и человек купит то, что ему надо.

— Дорогой владыка, что бы Вы хотели пожелать нашим прихожанам перед встречей праздника Пасхи?

— Хотел бы пожелать всем нашим прихожанам никогда не забывать о конечной цели нашей христианской жизни и главной цели нашего трудничества на земле — Царствии Небесном, где каждый достойно прошедший земной путь сможет встретиться с Богом и увидеть Его лицом к лицу. Мы проходим через разные испытания, бываем в сложных жизненных ситуациях, но не должны забывать, что Господь каждого из нас ведет по пути ко спасению. Мы должны стараться наполнять высшим духовным смыслом свою жизнь и свой труд, который приносим Богу как наше скромное приношение. Иногда у нас опускаются руки и кажется, что не хватает человеческих сил, чтобы нести возложенные на нас Богом послушания. Но Господь облегчает наши труды; Он Сам приходит нам на помощь, являет Свою милость и благость, когда мы, приходя в храм Божий, встречаемся и общаемся с Ним, созерцая Его лицом к лицу своими внутренними очами.

Хотел бы пожелать, чтобы вера в Господа и Спасителя никогда не оскудевала в наших сердцах, чтобы свет Божий, который всем равно светит, — как солнце, освещающее правых и виноватых, — никогда не помрачался в нас греховной тьмою, чтобы радость о воскресшем Господе всегда озаряла наши сердца и всю нашу жизнь.

Источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/3625068.html

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Светлая неделя после Пасхи 2019. Приметы и суеверия