Флор и Лавр – лошадники. Лошадиный праздник – 31 августа

31 августа (18 августа по старому стилю), последний день лета. Сегодня все лошадники отмечают праздник Флора (Фрола) и Лавра — покровителей лошадей. На конюшнях часто можно увидеть икону этих святых.

Святые мученики, братья Флор и Лавр жили во II в. в Иллирике и были каменотесами. На одном из построенных языческих храмов они водрузили крест. Разгневанный правитель области приказал истязать их, но они «и в муках славили Бога». Затем братьев бросили в пустой колодец и засыпали землей. Впоследствии их мощи были перенесены в Константинополь. После этого в Царьграде прекратился падеж скота.

На Руси имена святых оказались неразрывно связаны с лошадьми. Согласно поверью, бытовавшему на Орловщине, Флор и Лавр рыли колодцы. Но однажды колодец обвалился и братья оказались погребены заживо. Из-под обвала стала сочиться вода и вскоре там образовалась лужица. Сюда стала ходить на водопой одна худосочная лошаденка, которая быстро раздобрела. Слава о чудодейственном источнике быстро распространилась по округе, сюда стали пригонять старых и больных лошадей, и все они поправлялись. Тогда местные мужики решили на этом месте вырыть колодец. И вскоре произошло чудо: Флор и Лавр обнаружились живыми и невредимыми, с железными лопатами в руках.

Согласно другому поверью, на второй день Спаса некий мужик выехал в поле пахать, чтобы посеять озимые. Однако лошадь его остановилась и отказалась работать. С бранью и проклятиями крестьянин стал бить своего коня, угрожать. Лошадь упала на колени и заржала. И вдруг на поле появились двое странников с посохами и грозно сказали: «За что ты бьешь лошадь? Ты в ответе за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У людей на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним». Крестьянин раскаялся, а с тех пор 31 августа стал отмечаться как конский праздник.

Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре

Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Сибирь

Часто на иконах Флор и Лавр изображаются вместе с архангелом Михаилом. Согласно одному из поверий, однажды пастухи обратились к святым, чтобы те помогли им вернуть пропавших коней. А те, в свою очередь, умолили архангела Михаила помочь им. Согласно другому толкованию, архангел Михаил возвещает об обретении мощей святых мучеников, благодаря чему прекратился падеж лошадей.

Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

В селах Вологодской губернии на молебны приводили до 300-400 лошадей местной породы — в основном рыжей масти, часто с хохлатой шерстью, низеньких и неказистых, но очень выносливых, работоспособных и неприхотливых в пище.

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название — «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

В этот день было принято вволю кормить лошадей, водить их купать, пастись, украшать, но ни в коем случае нельзя было работать на них. Считалось, что даже запрягать лошадь в этот день нельзя, иначе начнется падеж скота. На скачках в праздник Флора и Лавра было запрещено седлать лошадей. Люди тоже старались в этот день обильно есть и пить, причем выпить лишнего разрешалось и женщинам. Пекли специальное печенье с изображением конского копыта, которое жертвовалось священнику за молебен, а также раздавалось лошадям. До конца XIX века также в ряде мест сохранялся языческий обычай жертвоприношения скота.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру:

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

С этим днем по народному календарю связано много примет:

  • Фрол и Лавр — покровители лошадей.
  • «Фрол-Лавр до рабочей лошади добр».
  • «Умолил Флора и Лавра, жди и лошадям добра».
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра.
  • «На Фрола и Лавра — досевки» — последний срок посева озимых.
  • Кончается посев ржи — после этого дня он считается запоздалым.
  • Коли на Фрола не отсеешься — фролы (то есть сорняки) и родятся.
  • После Флора родятся фролы.
  • Начинаются вечерние «засидки» — женские работы в избах при свете свечей: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».
  • Начинаются осенние утренники.

Источник:https://anashina.com/flor-i-lavr-konskij-prazdnik/

Традиции и обряды на Фрол и Лавёр — лошадники

Главные традиции 31 августа — прикормка лошадей свежим сеном и овсом, украшение лошадей ленточками, молебен святым, выпечка обрядового печенья.

— Флор и Лавр считаются покровителями коней. Поэтому 31 августа принято посвящать лошадям. Их купают, расчесывают и украшают ленточками гриву и хвост. Затем священник тут же, на берегу, окропляет животных святой водой. Кормят их досыта, не жалея лакомства.

  • Прикармливают лошадей свежим сеном да овсом, заплетают им гривы пестрыми лоскутками,
  • Пекут обрядовое печенье — «кони», «копыта».
  • В последний день лета не используют коней в работе, считая, что этим накличут беду. На некоторых ипподромах даже седел не одевают.
  • Не выжигают и тавро в этот день.
  • На Флора и Лавра молятся, чтобы не случился конский падеж.
  • 31 августа устраиваются ярмарки.

Приметы на Фрол и Лавёр — лошадники

  • Лошадь храпит — к ненастью, фыркает — к дождю.
  • Лошадь трясет головой и закидывает её кверху – к дождю.
  • Если 31 августа лошади собираются косяком в лощину, то это к непогоде.
  • Кто посеет в этот день или позже, ничего, кроме сорняка, не соберет.
  • Если корень полыни толстый – грядущий год будет урожайным.
  • Если лошади выходят на бугор – жди перемены погоды.
  • Если конь часто перебирает ногами – к ненастью.
  • Фрол и Лавёр – кончай посев ржи. Дожинки, досевки.
  • После 31 августа посев ржи считается запоздалым.
  • Коли до Фрола не отсеешься – фролки и родятся (цветочки).
  • Фролы – голы.
  • Смотрели корни у полыни: если побеги корня толсты – следующий год будет урожайным.
  • Солят огурцы.
  • Фрол-Лавёр – конский праздник.
  • Лошадей по общему и неизменному правилу кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать лошадей не принято.
  • На Фрола и Лавра не выжигают тавра.
  • Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр.
  • Лошадей купали, завивали лентами их хвост и гривы.
  • На Фрола и Лавра лошадей кропят святой водой.
  • С Фрола и Лавра начинаются осенние утренники.
  • С Фролова дня засиживают (т.е. работают при огне) ретивые, а с Семена (14 сентября) – ленивые.

Именины 31 августа

Денис, Михаил, Георгий, Евгений, Лев, Емельян, Иларион, Григорий, Макар, Иван.

В последний день августа православная церковь отмечает день мучеников Флора и Лавра (Фрола и Лавра). 31 августа отмечают и так называемый День лошади или конский праздник. Попробуем разобраться отчего «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр»?

День Фрола и Лавра, конский праздник, лошадиный праздник, день лошади, 31 августа день Флора и Лавра

Известно, что братья Флор и Лавр, жившие во II веке, были каменотесами. Однажды в одном из построенных языческих храмов Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву и разрушили идолов, предназначенных для перенесения сюда, и водрузили крест за что были подвергнуты истязаниям. Но братья «и в муках славили Бога», тогда их бросили в пустой колодец и засыпали землей. Впоследствии мощи мучеников, пострадавших за веру, были перенесены в Константинополь.

Каноническое житие святых мучеников Флора и Лавра не совсем совпадает с народным представлениями о братьях как покровителях лошадей. В легендах переплетаются и христианский культ мучеников, и античные предания, и славянские сказания. 

Существует несколько легенд, среди которых и чудесное исцеление сына языческого жреца, уверовавшего во Христа, и явление Флора и Лавра пахарю, заставлявшему работать измученную лошадь, и легенда о колодце с чудодейственной водой, исцеляющей лошадей и скот… Есть смоленская легенда о том, что Флор и Лавр были в числе строителей Киево-Печеской Лавры.

Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

Благословение на битву, известную нам как Куликовская, святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского именно 18 августа в день памяти святых мучеников Флора и Лавра (по старому стилю).

После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру.

Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете иконы: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».

Икона XV века с таким сюжетом хранится в Третьяковской галерее. Всадник-воин — очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей — соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

Места в Москве связанные со святыми Флором и Лавром

Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот). Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

Народное почитание праздника Флора и Лавра — покровителей лошадей

На Руси братьев-мучеников в просторечии называли Фролом и Лавером и считали покровителями лошадей и конюхов. Именно поэтому день почитания их памяти называют еще и лошадиным праздником, конским праздников или день лошади. В этот день к лошадям относились по-особенному: не использовали даже для самой необходимой работы, чистили, купали, заплетали ленты в хвост и гриву. На Фрола и Лавра служили святым угодникам молебен, после свершалась «конная мольба» — окропление лошадей святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

Молили о заступничестве Флора и Лавра во всяких ситуациях, когда речь шла о лошадях. Если в коровниках помещали икону святого Власия, то в конюшнях непременно старались поместить образ Флора и Лавра. На протяжении всего периода выпаса пастухи в заговорах всегда упоминали Флора и Лавра, а также Егория (6 мая — Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий Храбрый, также почитаемый как защитник домашнего скота, и, прежде всего, как покровитель лошадей): «Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорий Храбрый, милые кониные и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы… »

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название – «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

День Фрола и Лавра, конский праздник, лошадиный праздник, день лошади, 31 августа день Флора и Лавра

Почитая святых Фрола и Лавра как покровителей лошадей, в народе старались соблюдать в этот день следующие правила:

  • Лошадей в день их покровителя необходимо накормить досыта, искупать, заплести в хвост и гриву ленты.
  • Сытых и нарядных лошадей отводили к ближайшей церкви, где их кропили святой водой.
  • Ни в коем случае в этот день на лошадях не работают, иначе быть падежу.
  • Хозяйки в день лошади пекут особое печенье с изображением конского копыта и отдают его священнику.
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигали тавра на лошадях.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь мученикам Флору и Лавру

Тропарь, глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8

Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.
День Фрола и Лавра, конский праздник, лошадиный праздник, день лошади, 31 августа день Флора и Лавра

Праздники, посвященные лошадям, и традиции стран мира, связанные с лошадьми

Значение лошади в истории трудно переоценить: эти животные сыграли большую роль в жизни людей всех стран и сословий. Кони —  частые герои песен, сказок и легенд. В честь своих быстроногих боевых товарищей, неутомимых тружеников и настоящих четвероногих членов семьи, люди  устраивали праздники, захватывающие своей зрелищностью.

Древние письменные источники донесли до наших дней, что раньше в Литве в первое январское полнолуние отмечались Крестины жеребенка. Этот праздник символизировал пробуждение новой жизни. На Руси славянки-язычницы ходили на конюшню гадать о суженом и будущей судьбе. А вот в Древнем Риме, во время ежегодных гонок на колесницах по полю Марса, правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам – чтобы дали хороший урожай. К счастью, ритуалы, подобные римским, остались в прошлом, зато свой День Коня отмечается во многих странах мира и по сей день.

Страна:Россия
Праздник, посвященный лошадям: День Фрола и Лавра
Дата:31 августа

С возрождением коневодства в России новую жизнь получает и православный «лошадиный» праздник – день Фрола и Лавра, покровителя лошадей. Он приходится на второй день третьего Спаса — 31 августа.

С днем Фрола и Лавра связаны многие народные приметы. 31 августа крестьяне заканчивали посев озимых и говорили: «Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся», подразумевая под «фролами» пустоцвет. Другая народная мудрость выразилась в пословице: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра». В день конских покровителей крестьяне не только не работали на лошадях, но и не седлали, не погоняли их кнутом. Зато купали, украшали лентами, кормили досыта отборным овсом, угощали солеными горбушками и … водили в церковь.

Церковные дворы в день Фрола и Лавра были буквально переполнены лошадьми – каждый хозяин хотел, чтобы священник окропил святой водой и благословил его лошадь.

Сегодня этот праздник утратил свою массовость, его отмечают только в конных клубах, устраивая в честь празднования Дня Фрола и Лавра конские выставки и скачки.

Страна:Россия, Норвегия, Ирландия, Австрия, Финляндия, Нидерланды
Праздник, посвященный лошадям: День святого Стефана
Дата: 26 декабря

День святого Стефана — покровителя лошадей, по праву можно назвать международным праздником. В каждой стране, где почитают святого, есть собственные традиции, связанные с этим днем. Более подробно об особенностях празднования Дня Святого Стефана в России, Норвегии, Ирландии, Австрии, Финляндии и Нидерландах — в нашем следующем материале.

Страна: Болгария
Праздник, посвященный лошадям: Тодоров день
Дата:Первая суббота Великого поста

Тодорова суббота, Тудорица. Тодоров день, или Лошадиная Пасха —  церковный праздник, весьма почитаемый болгарами. Празднование Тодорова дня, как и Пасхи, не прикреплено к какой-либо конкретной дате — день  определяется по лунному календарю.

Болгары чествуют христианского святого Тодора с раннего Средневековья — со времени объединения культов Святых Великомученика Феодора Стратилата (Теодора Стратилата) и Феодора Тирона (Теодора Тирона).

На иконах Святого Тодора изображают в виде всадника-змееборца на белом коне, поэтому Тодорова суббота считается праздником коневодов и конного спорта, а все ритуалы, проводимые в этот день, связаны со здоровьем лошадей. Мужчины по традиции, встают с восходом солнца, заплетают хвосты и гривы лошадям, ведут на водопой, а женщины замешивают обрядный хлеб, и делят его с животными.

Лошадиная Пасха знаменита также национальными конными состязаниями — «кушия». Конь-победитель получает в награду новую узду, а хозяин — рубаху и полотенце.

Страна:Испания
Праздник, посвященный лошадям: День Святого Антония
Дата:18 — 25 января

В январе в испанскую деревню под названием Сан-Бартоломе-де-Пинарес с каждым годом все охотнее приезжают туристы. Вот уже около 500 лет,  в День Святого Антония жители деревни «купают» своих лошадей в огне —  всадники бесстрашно врываются в огонь, чтобы очистить своих любимцев от болезней. Костры для «купания» лошадей раскладываются по всей деревне.

Общественность реагирует на специфический народный ритуал неоднозначно: защитники животных протестуют и обвиняют участников в жестоком обращении с лошадьми, а местные жители уверены, что обязаны сохранить древние традиции. К слову, за 500 лет в День Святого Антония не пострадала ни одна лошадь.

Страна:Испания
Праздник, посвященный лошадям: Майская Ферия
Дата:первая неделя мая

Ежегодно в начале мая в Испании проходит весьма зрелищная ярмарка. В дни ее проведения люди одеваются в андалузские наряды и выезжает на скакунах на улицы городов. Самая древняя лошадиная ярмарка (Feria de Caballo) Испании проходит в андалузском городе Херес де  ла Фронтера – родине хереса. В Средние века целью ярмарки была продажа лошадей, сегодня мероприятие утратило торговый статус и стало массовым национальным праздником.

Страна:Испания
Праздник, посвященный лошадям: Стрижка диких лошадей
Дата:июль или август

В Испании День Стрижки диких лошадей — большой праздник. Это народное гуляние имеет глубокие корни, восходящие к древним традициям скотоводов. В древности лошадей выращивали на воле.

Празднование начинается с собрания самых старых и опытных скотоводов, на котором выбирают день стрижки лошадей. На рассвете Дня Стрижки юноши во главе с пастухом поднимаются в горы, откуда гонят жеребцов в загоны. Во время спуска молодые люди соревнуются в мастерстве погонщиков, выстраивая лошадей в правильные геометрические фигуры. В загонах животных пытаются укротить голыми руками и остригают им хвосты и гривы. Все действо происходит в торжественной обстановке.

Страна:Италия
Праздник, посвященный лошадям:Сиенское Палио
Дата:2 июля и 16 августа

Каждое лето улицы итальянского города Сиена превращаются в одну сплошную беговую площадку. 2 июля и 16 августа страстные итальянцы отмечают не менее страстный праздник – Палио. История этого праздника уходит своими корнями в раннее Средневековье, где они благополучно теряются.

Празднование Палио представляет собой скачки на неоседланных лошадях прямо по городским улицам Сиены. По традиции, все начинается с выхода из двора правительственного дворца исторического кортежа. Все наездники, входящие в праздничный кортеж, одеты в исторические средневековые костюмы. Замыкают торжественное шествие знаменоносцы и барабанщики. Среди участников кортежа выбирают выбирают лучшего всадника, знаменосца и барабанщика. Примечательно, что лошадей, тщательно отобранных специально для Средневековых скачек, благословляют в церквях. Жители каждой улицы Сиены готовят для Сиенского Палио своих участников — всадника и лошадь.

В Средние века победителю скачек вручали знамя Палио, а всаднику, пришедшему вторым — живого петуха. Участник, пришедший к финишу последним, в насмешку награждался соленым анчоусом или луковицей, символизирующей слезы поражения.

Надо сказать, что травмы и несчастные случаи на Сиенском Палио – обычное дело, но с 2003 года была организована специальная комиссия, которая должна обеспечивать безопасность скачек.  Учреждение комиссии произошло благодаря возмущениям защитников животных.

Страна: Венгрия
Праздник, посвященный лошадям:Конный праздник
Дата:Троицкая суббота

В Венгрии до сих пор очень популярен национальный конный праздник, не оставляющий безучастными никого из жителей Пушты. Современный вид венгерский конный праздник приобрел в середине XX века — он переродился из древнего праздника пастухов. Раньше он проводился 20 августа, а теперь его отмечают на Троицу.

Главное действо праздника связано, конечно же, с лошадьми. Чикоши —  венгерские конные пастухи, — соревнуются между собой в искусстве уложить лошадь, остановив ее на полном скаку, и  меткости в обращении с трехметровым бичом.

В этот день проводятся скачки и состязания конных упряжек. Турист, посетивший венгерский конный праздник, может подумать, что попал на открытую выставку, но несмотря на то, что  некоторые повозки выглядят как музейные экспонаты, местные жители используют их в быту до сих пор!

Вся атмосфера праздника пропитана азартом: участники преодолевают препятствия, полосы из расставленных кеглей, а настоящий гвоздь программы — знаменитая «венгерская почта». Это захватывающее зрелище, когда один человек, стоя на крупах двух лошадей управляет еще тремя, скачущими в связке спереди.

Страна:Нидерланды
Праздник, посвященный лошадям: Конкурс фризских лошадей
Дата:1 раз в 5-6 лет

Фризы — угольно-черные, благородные лошади, с изящно изогнутой мощной шеей, с роскошными хвостами, гривами и фризами на ногах, — предмет гордости и национальный символ Нидерландов (Фрисландии). Конкурс фризских лошадей — грандиозное по своим масштабам событие, проводимое один раз в 5-6 лет в северной части Нидерландов. Жюри оценивает каждую представленную на конкурсе лошадь и выбирает лучших из лучших.

Во время конкурса, кроме официальной части, интересной в первую очередь, для селекционеров и заводчиков, предусмотрена и зрелищная часть. Жители страны и туристы съезжаются, чтобы полюбоваться на знаменитые конные кадрили. Юноши и девушки в национальных костюмах демонстрируют фигурную верховую езду, а семейные пары ловко управляются с упряжками — мужчина ведет коней между стойками с кольцами, а женщина старается эти кольца снять, не  уронив ни одного.

Страна:Монголия
Праздник, посвященный лошадям: Наадам
Дата:середина июля

С древних времен культура и традиции монгольского народа нераздельно связаны с лошадьми. Сегодня значение лошади для настоящего монгола по прежнему велико. Конь изображен даже на государственном гербе страны. Поэтому самым значимым и массовым праздником в Монголии  считается Наадам.

Национальный праздник Наадам проводится ежегодно в середине июля. Он продолжается четыре дня, в течение которых монголы соревнуются в трех традиционных вида спорта — монгольской борьбе, стрельбе из лука и скачках.

В качестве трассы для скачек выбирают любой участок степи, без какой-либо подготовки. А вот лошадей к празднику готовят особым образом. В Наадамских скачках лошдаи шести возрастных категорий: жеребцы, полнокровные, пятилетки, четырехлетки, трехлетки и двухлетки. В зависимости от возраста они бегут на расстояние от 15 до 30 километров.

Из каждой группы по результатам скачек выбирают по пять Занявшим первые пять мест в каждой группе поют восхваления, освящают их кумысом и вручают денежные призы. Кроме того, весь следующий год к победившим жеребцам приводят лошадей для скрещивания, таким образом хозяева жеребцов получают хороший источник дохода до проведения следующих скачек.

Примечательно, что в роли жокеев на Наасдамских скачках выступают исключительно мальчики 5-12 лет.

 

Источник: https://www.nexplorer.ru/news__11549.htm

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Флор и Лавр – лошадники. Лошадиный праздник – 31 августа