23 июля 2019 года, празднование в честь Коневской иконы Божией Матери

День Коневской иконы Божией Матери

 

История этой чудотворной иконы связана с житием преподобного Арсения Коневского. Желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, он отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, Арсений решил возвратиться в своё Отечество, чтобы на родине продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Божией Матери.
И вот, сопутствуемый иконой Богородицы, Арсений в 1393 году возвратился в Россию, пришёл в свой родной город Новгород, и вскоре по благословению архиепископа Новгородского Иоанна отправился на поиски места под будущую обитель по реке Волхов в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину – Нево-озеро. Осмотрев много островов, подвижник остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца. Здесь преподобный Арсений водрузил крест, построил себе келью, а через некоторое время соорудил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подвижническая жизнь Арсения привлекла к нему желающих подражать ей, и вскоре на острове возник монастырь, получивший название Коневский.
Чудесная помощь Божией Матери Арсению была явлена при самом начале поселения его на острове. От одного рыбака преподобный узнал, что на северо-западной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями. Ежегодно весной они переправляют на этот остров на выпас свой скот, оставляют его без пастуха и забирают обратно глубокой осенью. Отправляясь же со скотом на берег, жители оставляют на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну не находили даже его останков. Это показывало, что духами — покровителями острова жертва принята. «И доселе, — говорил рыбак, — духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей».
Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богородицы отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание говорит, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которую вскоре местные жители назвали Чёртовой Лахтой. И впоследствии Божия Матерь являла множество чудес от Своей иконы.
Чудотворный образ Коневский изображает Богородицу с Предвечным Младенцем, держащим двух (иногда одного) голубиных птенцов. В настоящее время икона находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. Чтимый список (копия) иконы XVII века находится в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
День празднования: 23 июля (по новому стилю)

 

Почиталась Икона Божией Матери Коневская не только на острове Коневец, но и у нас в Маловишерском районе в д. Сюйська, где 23 июля всегда отмечался престольный праздник.

Из воспоминаний Василия Григорьева:
Русский народ почитал и широко праздновал церковные праздники. Эти традиции сохранялись вопреки стараниям богоборцев.
Ещё в 30-х годах ХХ века праздновали свой, престольный, праздник и в Сюйське. Эта небольшая деревушка расположена в десятке километров от Малой Вишеры к Москве, у места впадения речушки Чищенка в Ланощенку. Отчего, очевидно, и получила наименование от финского «suisto» — «устье» (и почему-то ещё прозвище «портовый город»). За Ланощенкой располагалась барская усадьба, а в самой деревне дорога была частично мощена булыжником. Кстати, деревенское кладбище освящено, но новые захоронения уже выходят за те границы. А в паре километров к Вишере, у выезда с грунтовки на асфальт был «жальник». При строительстве асфальтовой дороги оттуда брали песок, в котором встречались кости (прости, Господи!)…
В сотне метров от железной дороги, на пригорок, где расположено кладбище, ведёт превратившаяся в тропу дорога. Если подняться по ней на Андрианову гору (по фамилии хозяев дома на склоне), то метрах в пяти слева и стоял небольшой деревянный храм. Вероятно, его было хорошо видно из окон, курсирующих между Петербургом и Москвой поездов. Сейчас лишь разбросанные камни фундамента среди ольховника указывают место храма.
Церковь была освящена в честь Коневской иконы Божией Матери, и существовала, очевидно, ещё в 19 веке.
День памяти Коневской иконы 23 июля (10 июля стар.ст.) был главным праздником Сюйськи. На праздник собирался народ всех окрестных селений. В этот день служилась праздничная литургия, совершался крестный ход с молебном, устраивались гулянья…
После начала Великой Отечественной войны церковь разобрали. Были сожжены иконы. Перерыли всю землю, ища под камнями фундамента золото, якобы заложенное при основании (как кто-то сказал…). Волей-неволей участвовавший в разборке храма председатель колхоза Иван Ульянов вскоре ушёл добровольцем воевать, хотя был по здоровью «белобилетником». Пропал без вести под Мясным Бором в конце 1942-го. По словам его дочери р.Б. Валентины (Григорьевой) уходил он на фронт по мосту, сделанному из брёвен храма (через Ланощенку на Глутенскую дорогу). А кто-то сделал себе стол из церковных досок – так немецкая бомба попала прямо в этот стол. По словам р.Б. Антонины (Лапиной) из церковных брёвен был сделан дом, который разбомбили. Инициаторы разборки храма пережили войну, но счастья не получили…
Если бы не раба Божия Антонина, которая сама девочкой причащалась в храме, может и не удалось бы достоверно установить, что в Сюйське была не просто часовенка, а церковь, и именно иконы Коневской Божией Матери… До бесценной встречи с Антониной были и другие моменты явной помощи Божией на пути восстановления памяти о церкви в Сюйське. Слава Тебе, Господи!
Перед Коневской широко праздновали Петров день. Первый день праздника апостолов Петра и Павла был престольным в д.Каменка, а вот второй день, 13 июля — Собор Двенадцати апостолов, праздновали в Сюйське. Вспоминала р.Б. Валентина и о том, что перед этим было празднование в д.Дора – «Варлаамий» (очевидно, прп.Варлаама Хутынского), а потом праздновали в д.Полищи – Ильин день.
Драгоценны крупицы подлинной культурно-духовной жизни русского народа – это то наследие, которое должно продолжать жить в нашей жизни.
Святая Русь жива, пока жива она в наших сердцах, соединяющихся воедино в святых молитвах…

Тропарь, глас 1
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.
Кондак, глас 8
Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашел радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва
О, Всемилостивая Госпожа, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко Беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных от лица Своего: но яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие влаг земных: Да сотворит нам дни влаги и безмятежны: да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоящая да соединит той, яко влаг Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

23 июля состоялось празднование памяти Коневской иконы Божией Матери в Коневском Рождество-Богородичном монастыре. Праздничные богослужения возглавил наместник Коневского монастыря игумен Александр (Арва) в сослужении монастырского духовенства и гостей обители.
В течение ночи и утра 23 июля Божественная литургия была отслужена во всех храмах и часовнях монастыря, а также на подворье в бухте Владимирской, общим числом одиннадцать раз, а накануне — Всенощное бдение.
Крестным ходом под колокольный звон братия и паломники направились к Коневскому скиту. В его воротах крестный ход встретило скитское духовенство во главе с протоиереем Никитой Зверевым, а также дети из православного лагеря, находящегося на Коневском скиту, и их родители, прибывшие на праздник.
По традиции был совершен водосвятный молебен. Все верующие имели возможность приложиться к списку Коневской иконы, некогда находившемуся в иконостасе Коневского скита и возвращенному на остров в прошлом году. Ныне эта икона в летний период пребывает в Коневском скиту. Она покровительствует воспитанникам всех детских лагерей, проводимых на острове.
После богослужения все паломники были приглашены на обед, накрытый на поляне у стен Коневского скита.

За два дня до праздника памяти чтимого образа отмечается память обретения Казанской иконы Божией Матери. Для Коневского монастыря оба праздника весьма значимы, поскольку они являются скитскими престольными праздниками. Накануне торжеств, 21 июля, к Казанскому скиту также прошел крестный ход.

источник:http://nikolochrammv.cerkov.ru/2015/07/23/den-konevskoj-ikony-bozhiej-materi/

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

23 июля 2019 года, празднование в честь Коневской иконы Божией Матери