10 мая 2019, Апостола и священномученика Симеона, сродника Господня. Что за праздник?

Святой апостол и священномученик Симеон

Святой апостол и священномученик Симеон, сродник Господень, был сыном Клеопы, младшего брата святого Иосифа Обручника. В зрелом возрасте он увидел чудеса Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой Симеон проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова († 63; память 23 октября), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали святого апостола Симеона. В правление императора Траяна (98–117) римскому правителю Аттику донесли, что святой Симеон происходит из рода царя Давида (римляне уничтожали всех потомков царя Давида) и исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем и после долгих мучений распяли на кресте.

 

Преподобный Стефан, игумен Печерский

Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский, с молодых лет подвизался в Киево-Печерской обители под руководством преподобного Феодосия († 1074; память 3 мая) и был любимым его учеником. Преподобный Феодосий иногда поручал ему вместо себя наставлять братию словом назидания. Перед кончиной преподобного Феодосия иноки просили его назначить игуменом святого Стефана, который был тогда доместиком (главным уставщиком на клиросе). «Он вырос, – говорили они, – под твоей рукой, послужил тебе, дай его нам». И преподобный Феодосий вручил управление обителью преподобному Стефану. Во время его игуменства был в основном отстроен обширный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, начатый еще преподобным Феодосием. Братские келлии были переведены ближе к новому храму, а на прежнем месте остались несколько келлий для иноков, которым было поручено погребение умерших и ежедневное совершение Божественной литургии с поминовением усопших.

В 1078 году преподобный Стефан вынужден был покинуть монастырь. На другой горе, недалеко от родной обители, он основал новый монастырь в честь Пресвятой Богородицы (в память положения Ее ризы во Влахерне), который был назван Кловским. Монастырь был основан в благодарность за благодеяния Матери Божией к Печерской обители. Преподобный Стефан видел, как пришли из Греции мастера-каменщики с иконой Матери Божией и рассказали видение Царицы Небесной во Влахерне. Именно поэтому святой Стефан и создал на Клове церковь в честь Влахернской иконы Матери Божией.

В 1091 году святой Стефан был поставлен епископом Владимира-Волынского и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещеры в монастырь (память 14 августа). Он много потрудился по обращению в христианство жителей Волыни. Скончался святитель Стефан 27 апреля 1094 года в 6-й час ночи.

Пра­вед­ный Ев­ло­гий Стран­но­при­и­мец жил в IV ве­ке в Фива­и­де. Он нес по­двиг слу­же­ния стран­ни­кам.

 

Преподобномученица Мария (Носова)

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1872 го­ду в се­ле Ду­бень­ка Ко­зель­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пав­ла Но­со­ва. В 1893 го­ду она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Страст­ной мо­на­стырь в Москве, в ко­то­ром под­ви­за­лась до его за­кры­тия, а за­тем вме­сте с дру­ги­ми на­сель­ни­ца­ми мо­на­сты­ря, Ев­до­ки­ей и Пе­ла­ги­ей Пав­ло­вы­ми, Со­фи­ей Се­ли­вер­сто­вой и Ве­рой Мо­ро­зо­вой, по­се­ли­лась в под­валь­ной квар­ти­ре до­ма на Тих­вин­ской ули­це. Неко­то­рые по­слуш­ни­цы ши­ли оде­я­ла, дру­гие, как Ма­рия, ра­бо­та­ли са­ни­тар­ка­ми.
Ма­рия бы­ла аре­сто­ва­на 25 ок­тяб­ря 1937 го­да, за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му и в тот же день до­про­ше­на.
– Ве­де­те ли вы с сест­ра­ми раз­го­во­ры на по­ли­ти­че­ские те­мы? – спро­сил ее сле­до­ва­тель.
– Нет, не ве­дем, – от­ве­ти­ла по­слуш­ни­ца.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы сре­ди окру­жа­ю­щих ве­де­те раз­го­во­ры, на­прав­лен­ные про­тив со­вет­ской вла­сти. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Нет, – от­ве­ти­ла Ма­рия Пав­лов­на.
На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 19 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла по­слуш­ни­цу Ма­рию к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 27 де­каб­ря 1937 го­да она при­бы­ла с эта­пом в Ма­ри­ин­ский рас­пре­де­ли­тель Си­б­ла­га. По­слуш­ни­ца Ма­рия Но­со­ва скон­ча­лась 10 мая 1938 го­да в Ма­ри­ин­ском ла­ге­ре в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

 

Иоанн Спасский священномученик

Священномученик Иоанн родился 3 сентября 1873 года в селе Васильевском Ржевского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Николая Спасского. Первоначальное образование Иван получил в Осташковском духовном училище. В 1898 году он окончил Тверскую Духовную семинарию и был назначен учителем в Трестенское и Ключевское народные училища. В 1900 году он женился на Лидии Владимировне Исполатовской, учительнице Леушинской земской школы в Старицком уезде; в том же году он был рукоположен во священника. В 1915 году отец Иоанн служил в Спасской церкви села Спасского Зубцовского уезда; здесь он прослужил до 1925 года, когда был переведен в храм родного села Васильевского и назначен благочинным. В 1930 году отец Иоанн был направлен служить в Знаменскую церковь села Холмец Оленинского района.

В 1932 году местные власти распорядились начать строительство клуба на месте сельского кладбища, неподалеку от храма. Верующие были возмущены этим решением, и отец Иоанн посоветовал им похлопотать перед начальством, чтобы не устраивали на костях предков места для увеселения потомков.

В 1934 году в храм к отцу Иоанну явились представители советской власти и заявили, что ими принято решение о ликвидации церковных колоколов. Священник попросил оставить для церкви хотя бы самый маленький, но его даже не захотели слушать, и в тот же день колокола были сброшены и разбиты. На прихожан это произвело столь удручающее впечатление, что один из местных жителей, предположив, что все это делается с согласия священника, набросился на него и едва не избил, и отцу Иоанну стоило большого труда объяснить, что все случившееся и для него было неожиданностью.

Одна прихожанка, присутствующая при уничтожении колоколов, видя такое нечестие, горько заплакала. Отец Иоанн, утешая ее, сказал: «Не плачьте, вспомните, было уже время, когда снимали колокола и опять их повесили, и сейчас снимут и в недалеком будущем вновь повесят».

В 1935 году власти решили арестовать священника, чтобы закрыть храм и прекратить навсегда, как они думали, богослужение; безбожники‐лжесвидетели заявили, что на Пасху священник сказал контрреволюционную проповедь, а во время раннего сева после Пасхи, ходя по домам прихожан с молебнами, священник будто бы заявил: «Большевики говорят, что нет Бога, заставляют на Пасху вас, колхозников, сеять, а в действительности Бог есть, и вот Он свое доказал: смотрите, стоят заморозки, выпал снег – это значит, урожая не будет, что посеяли, то пропадет». Свидетели показали, что в 1932 году, когда Холмецкий сельсовет наметил построить клуб и для этого отвел место в двухстах метрах от храма, священник стал призывать верующих, чтобы они подавали заявления в сельсовет и на общих собраниях хлопотали о прекращении строительства клуба на отведенном участке; он сам писал заявления для церковного совета и при этом говорил: «Верующие, не разрешайте на этом месте производить постройку клуба, вблизи храма Христова, он нам будет во вред… убеждайте своих детей, чтобы они тоже были против этого…»

– Скажите, читал ли Спасский проповеди с призывом к верующим воспитывать своих детей в религиозном духе, в частности школьников? – спросил свидетеля следователь.

– Спасский с момента прибытия… обратил внимание на воспитание детей в религиозном духе… призывал верующих, чтобы их дети не отклонялись от религии… – подтвердил свидетель.

Отец Иоанн был арестован 18 мая 1935 года. По дороге в тюрьму в город Зубцов он был ограблен конвоирами: под предлогом, что в тюрьме у него все равно все отберут, те отняли у него наперсный крест и деньги.

На допросах священник отверг все обвинения и заявил, что его арест является фактом гонения на духовенство, которое власти считают ни во что, подонками общества, а он с этим не согласен. На одном из допросов следователь спросил священника:

– В 1934 году в начале школьного учебного года в селе Холмец умерла школьница‐пионерка. В момент ее похорон вы, выйдя из церкви, что говорили верующим?

– Я в момент похорон школьницы находился в церкви и смотрел в окно, из помещения на улицу не выходил, и разговоров с моей стороны не было.

– Скажите, в 1934 году в момент снятия колоколов с церкви в селе Холмец, а также и после этого, как вы на это реагировали и что среди верующих говорили?

– В момент снятия колоколов в июне 1934 года я представителями советской власти был уведомлен, и тут же, спустя несколько часов, колокола были сняты. На это я смотрел очень хладнокровно и считал: поскольку есть постановление правительства, так и должно быть. Но я просил оставить один маленький колокол и не снимать его, но в просьбе мне отказали. После вывоза из села колоколов мне некоторые верующие говорили: почему вы, священники, не могли похлопотать об оставлении колоколов при церкви? Я, действительно, им отвечал, что мы поздно были уведомлены, а теперь поздно ходатайствовать, ничего из этого не выйдет.

– Скажите, в 1935 году в день религиозного праздника Пасхи вы, проводя в церкви службу, зачитывали проповедь? К чему вы призывали верующих? Укажите конкретно, в чем именно носила ваша проповедь антисоветский характер.

– Во время службы на Пасху в 1935 году я проповеди не читал, а читал слово Иоанна Златоустого, в котором антисоветского содержания нет. Говорилось о любви и братстве между всеми. А также и до этого не было проповедей, носивших антисоветский характер.

– Скажите, обвиняемый Спасский, в 1935 году в период весеннего сева вы ходили по приходу с молебнами в связи с тем, что выпал снег и были заморозки? Что вы говорили населению: укажите персонально, где говорили, с кем и к чему сводились ваши разговоры?

– Я действительно, когда выпал снег и стояли заморозки, ходил по приходу с молебнами, но антисоветских разговоров среди населения не вел. О неудачности сева в связи с этой погодой я придерживался мнения, что снег не принесет вреда для всхода яровых культур, но заморозки, я полагал, могут отразиться на всходах.

– Скажите, обвиняемый Спасский, за время вашего нахождения в селе Холмец вы оказывали медицинскую помощь отдельным лицам? Укажите, кому персонально вы оказывали помощь и в чем она заключалась, давали ли вы медикаменты и советы?

Отец Иоанн ответил, что, действительно, он оказывал людям медицинскую помощь и, хотя не имеет медицинского образования, но исходил из своего личного опыта, из того, что он испытал на себе.

После допросов священника и свидетелей были проведены очные ставки, но все показания свидетелей отец Иоанн категорически отверг. 26 июля 1935 года следствие было закончено и следователь спросил, не дополнит ли его чем обвиняемый; и отец Иоанн написал: «По моему делу я могу добавить следующее: показания свидетелей, с коими не произведены очные ставки, я отрицаю и считаю, что они наговорили на меня по злобе».

13 октября 1935 года состоялось заседание Спецколлегии областного суда. Отвечая на вопросы судей, священник сказал: «О весеннем севе я ничего не говорил. Свидетели показывают ложь. О снятии колоколов с церкви я говорил, что давайте обсудим этот вопрос, и просил представителя по снятию колоколов, чтобы оставили один колокол, но он в моей просьбе отказал».

Один из членов суда спросил отца Иоанна, правда ли, что его ограбили по дороге в тюрьму конвоиры; на это священник ответил, что конвоиры действительно отобрали у него крест и деньги, сказав: «Отдай деньги, все равно у тебя в тюрьме отберут».

В тот же день суд зачитал приговор: отца Иоанна приговорили к семи годам заключения. 21 декабря 1935 года он был направлен в Свирские лагеря, расположенные вблизи станции Лодейное Поле Ленинградской области. Здесь священник пробыл чуть более года и был переведен в Спасское отделение Карагандинского лагеря, куда прибыл 20 февраля 1937 года. В лагере он тяжело заболел и получил инвалидность, но это не освободило его от работы. 5 мая 1941 года отец Иоанн был помещен в больницу. Священник Иоанн Спасский скончался в лагерной больнице 10 мая 1941 года и был погребен на лагерном кладбище Спасского отделения Карлага.

Источник:http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_19411/

10 мая православная церковь вспоминает святого Симеона сродника Господнего, в народе этот день называют Семен Ранопашец.

 

Святой Симеон был «апостолом от семидесяти». Он упоминается в евангелиях от Матфея и Марка как «брат Господень» вместе с Иаковом, Иосией и Иудой. Симеон был сыном брата Иосифа, то есть двоюродным братом Христа.

Согласно церковному преданию, он прожил долгую жизнь, но закончилась она трагически. Симеон был епископом Иерусалимским на протяжении 40 лет, активно проповедовал учение Христа. Но в годы правления римского императора Траяна, который преследовал христиан, был схвачен, подвержен пыткам и казнен. На момент смерти ему было 120 лет.

В этот день славяне начинали пахать землю и заниматься работами на огороде.

Перед пахотой людям было запрещено петь. Если человек распевал песни возле поля, это приравнивалось к греху.

Петь разрешалось только соловьям – в этот день они устраивали в лесах и лугах свои первые «концерты».

10 мая также было запрещено съедать даже одно зерно, предназначенное для посева – считалось, что так человек съедает весь будущий урожай.

По этому дню строили прогноз на погоду и урожай:

— если до этого дня уже был первый гром, птицы запели, проснулись лягушки, а лес распустился, урожай будет хорошим.

— сильный дождь в этот день обещает хороший урожай ржи.

— если кричит сова, скоро начнется похолодание.

Существовали и другие приметы:

— славяне считали, что на Семена Ранопашца нечистая сила приближается к жилым домам.

— если в этот день хорошая погода, больной может исцелиться.

Источник:https://www.obozrevatel.com/society/primetyi-na-10-maya-chto-nelzya-delat.htm

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

10 мая 2019, Апостола и священномученика Симеона, сродника Господня. Что за праздник?